Искусство инвестиций в искусство
К списку статейПо картинам, предметам старины, коллекционному вину, монетам или редким почтовым маркам не может быть никаких выплат. Если инвестировать в них, то следует рассчитывать, что найдется какой-то другой покупатель в будущем, который захочет купить этот предмет. И что он заплатит достойную цену, которая гарантировала бы хорошую прибыль. А что если мода на данную вещь пройдет, как это случилось с песнями Казаченко?
Теория экономики и финансов едва ли является подходящей, чтобы объяснять колебания человеческой моды. Инвестирование в искусство становится искусством (каламбур здесь и в заголовке намеренный). Может быть, этому можно научиться у других экспертов, которые потратили на это свою жизнь. Автор данной статьи тут может только посыпать голову пеплом и скромно умыть руки.
Но зато можно дать не прошеные советы. Искусство не является «гомогенным», оно крайне разнородно. Какие-то предметы могут взлететь в цене многократно, другие – предаться забвению. Общее свойство людей – кричать о своих успехах. Очень возможно, что инвестирование в искусство популярно потому, что мы слышим голоса тех, кому повезло дешево купить дорогой сейчас предмет.
Но, тут впору сказать: «покажите мне кладбище», как советовал Нассим Талеб в книге «Черный лебедь». Люди не любят рассказывать о своих неудачах. Наверняка есть тот, кто пытался заработать на искусстве и потерпел неудачу.
Из данных Ильманена следует, что с 1976 года по 2009 цены искусства по индексу Art Market Research росли темпами в 7.3 % в номинальном выражении. Однако долларовая инфляция за этот период была 4.1 % годовых (большая инфляция в конце 70-х). Индекс ArtPrice.com рисует неприглядную картину инвестиций с 1991 года. Некоторые источники дают более привлекательную картину. Так Рейчел Кэмпбел оценивает долгосрочный реальный (без учета инфляции) рост цен от 1.5% до 5%. Широко известный индекс Mei-Moses дает оценку номинальной доходности в 10% между 1955 и 2004 годом, что обгоняет казначейские облигации и сопоставимо с доходностью американских акций за этот период. Однако период с 1950-х был неплохим для предметов искусства, до этого времени цены стояли несколько десятилетий.
Пузырь искусства в конце 1980-х был примечательным. Цены поднялись в три раза за четыре года, и потом растеряли почти весь прирост за следующие четыре года. Не слишком привлекательно свойство искусства падать во времена экономических спадов. Так, падение цен пришлось на 1929-1934 годы, когда была Великая Депрессия, затем поздних 40-х (послевоенная депрессия), в 1974-1975 (нефтяной шок), 1991-1992 и 2008 году.
У искусства есть недостатки, связанные с большими издержками, неликвидностью и слабой прозрачностью этого рынка. К примеру, аукционные дома могут брать до 30% в виде комиссионных. Тогда как частные дилеры, которые зарабатывают на разнице между ценой покупки и продажи, могут потребовать еще больший процент.
Приведенные выше индексы цен искусства основываются на изучении цен продаж, повторяющихся продаж на аукционах. Похоже, они завышают реальную доходность инвестирования, поскольку продаются, как правило, популярные предметы и игнорируют те, что не перепродаются. Также эти индексы не учитывают комиссионные домов, экспертов, воровство и затраты на хранение, риск купить подделку.
Означает ли это, что не следует инвестировать? Искусство обладает явными неденежными выгодами, включая статус и возможность созерцания. Для кого-то это может быть более ценным, чем все выше сказанное.
в номере "Хобби и увлечения" в октябре 2012 г.